ЧПУ (человекопонятный URL) - это адреса страниц, содержащие продвигаемые запросы. SEO эксперты хором заявляют, что наличие ЧПУ на сайте оказывает влияние "со знаком плюс" на продвижение в поисковиках. Посмотрим на все плюсы и минусы ЧПУ.
Придумаем наглядный пример ЧПУ. На сайте о кулинарии идеальный ЧПУ выглядят так:
site.ru/kulinaria/gorachie-bluda/sup/pelmeni-s-maslom-i-ketchupom
Плюсы ЧПУ
Плюс ЧПУ в том, что поисковая машина улучшает позиции сайта, если правильно подобраны слова в url. К примеру, google опосредованно подтверждает, что использует слова в адресе страницы для её ранжирования:
Consider using punctuation in your URLs. The URL http://www.example.com/green-dress.html is much more useful to us than http://www.example.com/greendress.html. We recommend that you use hyphens (-) instead of underscores (_) in your URLs.
Перевод:
Рассмотрите возможность использования пунктуации в URL-адресах. В http://www.example.com/green-dress.html - такой URL-адрес гораздо полезнее для нас, чем http://www.example.com/greendress.html. Мы рекомендуем использовать дефисы (-) вместо подчеркивания (_) в ваших ссылках.
Эта фраза означает, что наличие слов в адресе страницы влияет на её ранжирование в поисковике. И эти слова должны быть связаны с текстом страницы.
Вторым плюсом ЧПУ является создание навигационной цепочки Яндекса в поисковой выдаче. Навигационная цепочка - это зелёные ссылки под заголовком результатов поиска. К примеру:
Люди часто обращают внимание на эти зелёные ссылки под синим заголовком. Поэтому количество кликов увеличивается, если цепочка имеет правильный вид.
Но если у сайта нет ЧПУ или ссылка слишком старая / свежая, то цепочка будет показываться неправильно:
Зелёная строчка под заголовком в Яндексе формируется именно из ЧПУ. Что довольно странно, ведь не у всех сайтов есть ЧПУ. Но есть стандарт хлебных крошек, которые отмечены через itemtype="http://schema.org/BreadcrumbList". Почему Яндекс не может формировать свои цепочки навигации из крошек сайта? Вместо этого они заставляют всех делать ЧПУ. Если у сайта нет ЧПУ, то его понизят в поисковой выдаче.
Минусы ЧПУ
Крайне плохо отношусь к ЧПУ, поэтому перед написанием статьи проконсультировался с SEO специалистами из 1ps.ru (доверяю им - заказываю у них продвижение и раскрутку сайтов). Они утверждают, что ЧПУ влияет на продвижение и крайне рекомендуется использовать такой способ построения адресов. Но у меня есть претензии.
ЧПУ медленный и небезопасный
При запросе к странице сайта вида :
site.ru/article/15/
сайт покажет 15-ю статью.
Если посмотреть сайту "под капот" в момент запроса, то можно увидеть как он берёт текст "15" и приводит его к типу цифр. Из текста "15" получается цифра "15". Это цифра является безопасной для сайта - злые люди не смогут взломать сайт через число. Затем сайт делает запрос к базе данных: "Покажи мне содержание статьи под номером 15". Такой запрос происходит быстро и однозначно, потому что у каждой статьи есть порядковый номер и он уникален. Такой запрос безопасен, потому что цифра не может содержать в себе посторонние команды.
Но если сайту передать название статьи в ЧПУ заголовке:
site.ru/article/kulinaria/solenia/kak-solit-molosolnie-ogurci-na-zimu/
то сразу появляется целый ворох проблем. К примеру, проблема скорости обработки запроса и безопасности.
Сайт запросит у базы данных статью, которая имеет символьный код /kak-solit-molosolnie-ogurci-na-zimu/, которая относится к категории /solenia/, которая относится к категории /kulinaria/. База данных справится с запросом, но ей придётся обходить все статьи и категории, чтобы найти однозначное совпадение во всех транслитерациях. Это займёт очень много времени по сравнению с поисками числа 15 в столбце "номер статьи".
К тому же, без фильтрации значений злоумышленник может навредить сайту. Если утрировать, то нехороший человек может выполнить такую команду:
site.ru/article/kulinaria/solenia/kak-[ УДАЛИТЬ САЙТ ]-zimu/
Сайт прочитает такую строку. Дойдёт до команды [ УДАЛИТЬ САЙТ ], воспримет её как призыв к действию и ... самоуничтожится. Пример натянутый, но надеюсь, передал основную идею. Поэтому все части адреса надо провести через фильтр, который оставит в адресе только буквы и тире. На эту операцию тратятся ресурсы сервера. Потому что сайту придётся проверять не только последнюю часть /kak-solit-molosolnie-ogurci-na-zimu/, но и категории, которые были до неё /solenia/ и /kulinaria/ . В итоге, сайт потратит ресурсы лишь на то, чтобы понять что от него просят.
ЧПУ длинный и непонятный
При аргументации "за" ЧПУ люди часто ссылаются на предсказуемость страницы: можно понять куда ведёт ссылка до того, как перешёл по ней. Якобы прочитают люди этот набор символов
site.ru/article/kulinaria/solenia/kak-solit-molosolnie-ogurci-na-zimu/
и сразу поймут о чём страница, и надо ли им туда переходить. На что отвечу просто: время девяностых годов прошло. Сейчас за компьютерами сидят домохозяйки, которые не умеют читать транслит! Разве это "вау-откровение"? Даже если они и умеют читать такие наборы латиницы, то смогут осилить только первые два слова. А затем перестанут - ради чего им напрягаться?
Возможно, люди помладше умеют читать транслитерацию. Но они используют сотовые телефоны для доступа к интернету. Им абсолютно пофигу на ссылки, потому что адресная строка не показывается для экономии места на небольшом экране.
Никому не нужна ссылка из двухсот символов, потому что ей невозможно поделиться. Такие ссылки невозможно отправить через мессенджеры с лимитами на количество символов. Сравните, какой ссылкой легче поделиться:
site.ru/article/kulinaria/solenia/kak-solit-molosolnie-ogurci-na-zimu/
или
site.ru/article/15/
Конечно же второй. К тому же во время копирования её в мессенджер она конвертируется в карточку, сделанную из og данных страницы:
В чём смысл ЧПУ, если при отправлении ссылка превращается в такую карточку?
Изменяется URL при смене раздела
Одним из самых больших минусов ЧПУ является его изменение при смене раздела статьи. К примеру, есть статья о молоке в разделе "кулинария" с адресом:
site.ru/kulinaria/moloko/
И решили перенести статью в раздел "диета". Тогда url адрес поменяется на:
site.ru/dieta/moloko/
Адрес статьи сменился. На старой странице появится 404 ошибка. Потеряется вес страницы в поисковых системах. Сайт потеряет посещаемость. Чтобы этого не произошло, необходимо настраивать редирект со старого url на новый. Это довольно хлопотно.
Но если нет ЧПУ с разделами, то перенести статью проще простого. Ведь в адресе не указывается раздел, поэтому нет необходимости делать редирект:
site.ru/article/15/
Совпадение имён
Часто появляется необходимость в написании нескольких статей об одной и той же теме. К примеру, несколько лет назад была написана статья с названием "молоко", с ЧПУ:
site.ru/moloko/
Прошло несколько лет, и появилась необходимость написать вторую статью на эту тему с точно таким же заголовком. Но использовать тот же самый символьный код нельзя! Если на запрос страницы /moloko/ сайт будет иметь две статьи с таким символьным кодом, то результат будет непредсказуемым. Нельзя написать две статьи с одинаковым символьным кодом.
Обычно эта проблема обходится добавлением id статьи в ЧПУ. К примеру, так:
site.ru/5348-moloko/
Тогда вторая статья будет иметь адрес:
site.ru/18276-moloko/
И совпадения имён не произойдёт. Сайт будет выдавать однозначный результат на запрос.
Но это какое-то издевательство над ЧПУ и самой идеей...
Вишенка на торте идиотизма
Самый главный минус ЧПУ - это его длина. Адреса страниц ЧПУ превращаются в колбасных монстров из 200 знаков. Это сильно снижает возможность применения. Поэтому большие поисковые системы, которые применяют ранжирование по ЧПУ, решили... сделать укорачиватели адресов! К примеру, Google сделал укорачиватель goo.gl. А на презентации сказали, что решили его сделать потому что "короткими ссылками легче делиться". Серьёзно!? А зачем весь мир толкать к использованию длинных ЧПУ адресов?
Какой-то всемирный идиотизм. Поисковики говорят:
- Делайте длинные понятный адреса страниц из транслитераций. В адресах должны быть полные пути по разделам.
- Если у вашего сайта нет супер длинного адреса ЧПУ, то мы его будем хуже ранжировать
- Чтобы поделиться адресами используйте наши сервисы укорачивания адресов. Делитесь только короткими адресами
- одно противоречит другому. И при этом поисковые системы выступают за увеличение скорости интернета: Яндекс делает Турбо страницы, Гугл делает APM. Но им плевать на то, что сервера сайтов будут тратить время на распознавание ЧПУ адресов в несколько сотен символов...
P.S.
Решил написать эту статью, потому что недавно мне указали на недостаток моих сайтов - нет ЧПУ и ссылки слишком короткие... Отвечаю всем этим ЛГБТ активистам: идите стороной, не приставайте ко мне.
Совершенно не сторонник ЧПУ! В конце концов каждый поисковик строит структуру сайта, там и категории и т.п. есть. Вывод - поисковики не хотят свои ресурсы тратить на выдачу.
А пользователям - действительно без разницы, особенно не особо искушенным какая там ссылка.
Хорошая статья, поддерживаю!