Эта статья открывает цикл о том, как стать предпринимателем. Если задумали сделать бизнес, но не имеете абсолютно никакого опыта предпринимательской деятельности, то найдёте здесь советы, подсказки и мотивацию. Опишу личный опыт и свои рассуждения, которые пришли при росте моей предпринимательской активности. Начнём с самого начала.
Условия:
- В статье некоторые формулировки могут быть неточными. Я не бухгалтер. Да и начинающему предпринимателю нет никакого смысла глубоко вникать в это.
- В статье описан самый простой способ, как стать предпринимателем. Без подсчёта микро-процентов, которые можно сэкономить, используя изощрённые способы налогообложения (к примеру, "доходы минус расходы"). Опишу самое простое. И всем советую не "забивать голову", а выбирать самые простые разновидности отчётности и способов ведения дел.
- Всё описанное подойдёт для бизнеса с оборотами до 5-10 миллионов рублей в год. Если обороты больше, то микро-выгоды становятся существенными, и можно подумать над использованием более сложных схем налогообложения, чтобы выиграть пару копеек.
Начнём с азов.
Какую форму собственности выбрать?
Самый распространённый способ сделать свой бизнес - это стать индивидуальным предпринимателем (ИП). Стать ИП намного легче и безопаснее, чем зарегистрироваться в качестве "Общества с ограниченной ответственностью" (ООО). Преимущества ИП:
- Лёгкая налоговая отчётность.
- Легко считать и платить налоги.
- В среднем, штрафы в 100 раз меньше, чем у юридических лиц.
ИП - это физическое лицо, а ООО - юридическое. Максимальные штрафы для физический лиц и ИП исчисляются тысячами рублей (5-10 тысяч рублей за большие нарушения). Для юридических лиц штрафы измеряются миллионами рублей (500 тысяч - десятки миллионов). У юридических лиц есть постоянные проверки: приходят личности из налоговой и изымают бухгалтерию. К ИП такой жестокости нет.
Отчётность ИП намного легче, чем отчётность ООО. К тому же, многие банки (вслед за Тинькофф банком) начали делать автоматическое ведение бухгалтерии для ИП. Заходите в личный кабинет банка, а там две кнопки: "заплатить налоги" и "отправить налоговую декларацию". Периодически банк присылает мэйл с просьбой нажать на одну из этих кнопок. В данный момент я даже не знаю, как выглядит бланк налоговой отчётности, всё за меня делает банк.
Минусы ИП всё же есть, но они никак не портят жизнь:
- Вы не можете иметь обороты более 60 (шестидесяти) миллионов рублей в год. Буду рад, если дорастёте до такого, но тогда придётся преобразовываться в юр.лицо.
- Вы не можете принимать наличными больше 100 тысяч рублей. При этом можно получать большее 100 тысяч безналичным расчётом. Смысла в этом ограничении нет, потому что всегда можно разбить чек на два или три.
- Вы платите НДС.
Если не знаете про НДС и юр.лица, то чуть отойду от темы и расскажу подробнее, что это значит:
К примеру, если вы зарегистрировали ООО, то при покупке автомобиля на имя фирмы можно возместить 20% его стоимости (НДС). Выглядит это так: покупаете автомобиль, заносите его в бухгалтерию юр.лица, приносите документы налоговую, налоговая переводит на счёт юр.лица в банке 20% от стоимости автомобиля. После этого вы катаетесь на авто как на своём, но юридически он вам не принадлежит. В добавок, ваша фирма не платит налоги на сумму стоимости автомобиля - это называется "амортизация". Наверное, у вас сейчас отвисла челюсть, ведь получается целый автомобиль будет бесплатным для бизнеса! Да-да, всё именно так. Богатые люди не покупают ничего лично на своё имя. Богатые покупают всё на имя своих юр.лиц, а затем пользуются этим, как своим личным. Получается тройная выгода: предприятие платит меньше налогов, пользователь авто не платит налогов на авто, государство возвращает фирме 20% стоимости покупки. А бедные люди платят по полной: дополнительные 20%, каждый год отдают налоги за своё авто и стоимость автомобиля не уменьшает количество налогов, а только увеличивает.
ИП на УСН и только доходы
Зарегистрироваться в качестве предпринимателя можно на сайте госуслуг. Чтобы стать беззаботным предпринимателем с самой простой формой отчётности и способом уплаты налогов, нужно запомнить только одну фразу:
Я хочу стать ИП на "УСН" и "только доходы"
Разберём фразу по порядку. ИП работают по разным схемам (хз как это называется). Есть схема под названием "УСН" (упрощённая система налогообложения). Как следует из названия, она ни к чему не обязывает, потому что "упрощённая". Выбирайте её, чтобы жить было проще - не надо будет платить дополнительно. Есть ещё схемы: "Патент", "ЕНВД" и т.п. И дай вам Бог здоровья, если решите разобраться, как они работают, потому что для них надо собрать целую кипу бумажек... Просто выберите "УСН" и не занимайтесь бессмысленным трудом.
ИП делятся на два вида по способу подсчёта налогов: "только доходы" и "доходы минус расходы". Не вдаваясь в детали скажу, что "только доходы" - идеальная схема. По этой схеме вы берёте все свои поступления на расчётный счёт и отсчитываете от них 6% налога. Это понятно, просто, быстро, удобно. Тем более, банк автоматически за вас всё посчитает. Но если выберите "доходы минус расходы", то познаете бездну отчаяния: придётся доказывать в поте лица то, что действительно приобрели каждую мелочь за её стоимость. Поэтому громко повторяем:
Я хочу стать ИП на "УСН" и "только доходы"
Идём в налоговую
После прохождения регистрации в качестве ИП на сайте госуслуг, вам придёт СМС со статусом документов: "Ваши документы на ИП готовы. Они находятся в налоговой ...". После чего приезжаете в эту налоговую и забираете документы. При посещении налоговой надо сразу (и непрерывно) говорить заветную фразу:
Я хочу стать ИП на "УСН" и "только доходы"
тогда при выдаче документов они попросят подписать заявление о переходе на УСН. Пройдёт ещё несколько дней и вам отдадут подтверждение, что вы перешли на УСН.
Налоговой не надо бояться. У них огромное количество правил, которые заставляют работать для людей. Если сотрудники налоговой нарушают эти правила, то к ним приходит камеральная проверка и перемывает все извилины. К примеру, по моему запросу в местную налоговую приходили ревизоры 2 раза:
- Меня заставили принести подтверждение о том, что я оплатил 500 рублей пошлину на регистрацию ИП. Но именно они должны сами проверять оплатил я или нет без запроса ко мне. Это написано в их собственных правилах. Я пожаловался в центральную налоговую, получил извинения и список наказанных.
- Я попросил ручку для заполнения бланка для УСН. По внутренним правилам налоговой, мне должны были дать ручку при первой просьбе. А в итоге мне пришлось бежать в соседний ларёк, покупать ручку. Я написал жалобу на налоговиков о нарушении их собственного закона. Их проверила центральная налоговая, извинились передо мной.
Теперь всем раздают ручки и не просят чеки.
Кошмарить налоговую можно и нужно по любому поводу. Не бойтесь этого делать - всем нам будет от этого только лучше. Все выиграют от жалобы.
Надо делать бизнес
В конце регистрации должны остаться на руках: ОГРН (ИП), уведомление о переходе на УСН, и выписки из всяких реестров. Сразу сделайте сканы со всех значимых документов - некоторые заказчики будут просить их.
Теперь необходимо открыть счёт в банке, чтобы принимать деньги и платить с него налоги. Для ИП на УСН "только доходы" категорически рекомендую Тинькофф банк, потому что он сам будет считать налоги, отправлять налоговую декларацию. Без него вы рискуете даже переплатить больше налогов, чем нужно (у меня такое было). Ведь вы же не знаете всех последних изменений в налоговом законодательстве.
Сотрудники банка сами подключат ваш счёт к налоговой, всё будет работать автоматически. Вам только будут приходить мэйлы с напоминаниями нажать на кнопку "заплатить налоги".
Сколько платят налогов ИП на УСН "только доходы"?
Ответ: сейчас я плачу 36 тысяч в год фиксированного налога и 6% от доходов. Но насколько понял, это взаимно вычитаемые величины: налог в 6% уменьшается на эти 36 тысяч фиксированного. Получается, что если вы зарабатываете 21600 рублей в год, то платите в сумме ровно 36 тысяч (при таких доходах 36 тысяч это и есть 6%). При этом если за доходы превышают 300 тысяч в год, то надо платить не 6%, а 7% со всего, что превышает эту сумму. Звучит сложно, но для меня всё это спрятано в одной кнопке "заплатить налоги", в личном кабинете банка.
Что дальше?
Все приготовления готовы - теперь вы предприниматель. Но чтобы принимать деньги, надо иметь кассу/делать договоры. Об этом в следующей статье, потому что тема объёмная.