Когда я только начинал предпринимательскую деятельность, у меня было неправильное представление о человеческой психологии, о психологии потребителей. И одним из самых резонансных опытов для меня было осознание неправильности раздачи товаров и услуг бесплатно ради рекламы.
Раньше я думал, что если объявлю бесплатную раздачу свои товаров и услуг, то сразу получу море довольных клиентов, уважение, популярность и отличную рекламу для бизнеса. На практике всё оказалось печально: ничего взамен я ни разу не получил (пробовал несколько раз).
Если начать раздавать свои товары или услуги бесплатно, то никакой рекламы не получится. Возможно, виной тому время, в которое живём: перенасыщенность рынков товарами и услугами. Возможно, тактика бесплатной демонстрационной раздачи когда-то работала. Но точно не сейчас.
Приведу простой пример. Представьте, что вы - владелец сыроварни. Ваше имя знают любители сыров, вы обладаете какой-то популярностью. Основной способ сбыта вашей продукции - через большую розничную сеть супермаркетов.
Однажды решаете сделать рекламную акцию в виде дегустации своих сыров. В каждом супермаркете города появляется ваш стенд с красиво наряженными привлекательными девушками. На подносах разложено 33 наименования вашего сыра. Сыр разрезан на кубики, в каждый воткнута зубочистка. Всего несколько тысяч кубиков на каждый супермаркет, чтобы уж точно всем хватило. Девочки предлагают всем попробовать и оценить вкус вашего великолепного сыра бесплатно. Одним словом, традиционная дегустация сыров.
С натяжкой, но это можно назвать бесплатной раздачей товара (хоть и порции небольшие). Как думаете, сколько выгоды можно получить от такой рекламной кампании? Неопытный предприниматель будет ожидать резкого скачка популярности своей продукции. Даже среди тех, кто никогда не ел сыр. Но могу сказать с большой долей уверенности, что вы не вернёте даже сотой доли тех денег, которые затратили на мероприятие. То есть вообще никак не вернёте, даже в расчёте на конвертацию в свою популярность. Вы вообще ничего не получите от такой рекламной кампании.
А что же будет происходить? Сейчас для меня, после многих попыток сделать что-то подобное, ответ очевиден - в конце дня весь ваш сыр будет съеден. Да, вы именно этого и хотели. Но кем он будет съеден? Вот тут и кроется вся боль.
Проработав предпринимателем много лет, могу предположить, что некоторые люди являются адептами церкви бога наглости (иначе не назовёшь). Этот бог отвечает за беспринципную беспардонную наглость. Его последователи свято чтят все заповеди. Причём этот бог настолько популярен, что в каждом супермаркете в любой момент времени найдётся минимум один человек из его паствы.
Такие наглые люди забирают абсолютно всё, что можно взять. Они никогда не говорят "спасибо". Они просто приходят и забирают. Причём во время этого процесса могут оторвать вам руку, пока будете давать. И эти люди всегда молчат. Просто подходят и хватают.
Очевидно, что вы ожидаете прилежного отношения всех клиентов. То есть ждёте, что каждый возьмёт по одному кусочку каждого сыра (если осилит все 33 сорта) и похвалит вас за акцию. А затем он пойдёт к прилавку и купит большой кусок сыра, который только что попробовал. Но этого просто не может произойти! Потому что в начале дня, утром, к вашему стенду в каждом супермаркете подойдёт адепт церкви наглости. Он сожрёт абсолютно всю вашу продукцию, все несколько тысяч кубиков сыра. Он не подавится, в него влезет. Причём с молниеносной скоростью.
Сектант не произнесёт ни единого слова, потому что на слова надо тратить время. Да и вообще что он может сказать? Начнёт оправдываться? Нет. Он молча закончит вашу рекламную кампанию и уйдёт с видом, как будто вы должны ему!
Такие беспринципные наглые люди полностью уничтожат вашу рекламную кампанию. Из-за них нет никакого смысла делать бесплатную раздачу чего-либо. Потому что вы не получите никакой выгоды.
С другой стороны, люди, которые могут и будут платить за ваш сыр, не воспользуются вашей акцией. Даже чтобы "вспомнить" вкус. Ведь у них дома, в холодильнике, уже лежит целая головка этого сыра. Поэтому ваша рекламная кампания будет ещё более бесполезной.
Вывод
Нельзя раздавать свои товары и услуги бесплатно. Иначе такими действиями вы сможете привлечь только наглых людей, которые абсолютно точно никогда не заплатят за ваши товары и услуги. Вы для них лишь грязь под ногами. И забирая ваш товар бесплатно, они даже не скажут спасибо. А нормальные покупатели, целевая аудитория, не будут брать ваш товар или услугу бесплатно.
P.S.
С другой стороны, мы уже знаем, что завышенная цена указывает на "премиальность" бренда. Поэтому если какой-то товар очень плохо продаётся, то попробуйте поставить его на самое видное место в магазине и увеличить цену в 2 раза. Его раскупят за день.